Талант – не только дар, но и соблазн

.

24 сентября в Успенском кафедральном соборе Рязани по совершении Божественной литургии митрополит Марк посвятил свою проповедь евангельской притче о талантах:

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В сегодняшней Евангельской притче, которая читалась за Божественной литургией, речь шла об известном образе – образе, связанном с «талантами».

Прежде всего, необходимо уточнить, что это за «таланты». Для человека, не знакомого с церковной культурой, не знакомого с Евангелием, «талант» — это «выдающиеся способности». А между тем в Евангелии слово «талант» имеет совсем иное значение. Талант в библейском понимании – это всего лишь денежная единица. У нас сегодня в ходу рубли, доллары, евро. А в древнем Израиле были таланты. И именно об этих талантах, то есть о денежных единицах, и говорится в притче.

Также надо отметить, что талант – это приличная сумма. Итак. Притча. Хозяин, перед тем как отправиться в чужую страну, дал своим рабам определенное количество талантов: кому — пять, кому — два, а кому-то всего лишь один. И задача этих рабов была только в одном – приумножить достояние своего хозяина. Они должны быть взять эти деньги и использовать наилучшим образом.

Во все времена существовали самые разные способы приумножения богатства. Сегодня кто-то, к примеру, играет на бирже, кто-то спекулирует на рынке валюты, кто-то живет на проценты с банковского счета, а кто-то вкладывает средства в производство медикаментов, продуктов питания, товаров первой необходимости и так далее. В любом случае главная цель предпринимателя — приумножить начальный капитал. Вот о таком умножении и шла речь в притче.

Однако не все рабы добросовестно выполнили повеление хозяина. Особенно тот, кто получил всего лишь один талант. Он побоялся, что может потерять состояние, если дело не выгорит, и решил просто зарыть свой талант в землю, чтобы вернуть его хозяину в целости и сохранности, когда тот возвратится. Как говорится, решил не рисковать. За что вместо награды и получил порицание.

Между тем благодаря христианскому учению и церковной традиции слово «талант» постепенно стало восприниматься уже не как мера денежных средств, но как некие возможности, которыми наделил нас Бог и которыми мы должны распорядиться наилучшим образом.

При этом в притче не говорится, как именно имевший пять талантов заработал другие пять талантов. Или тот, кто имел два таланта, также приумножил достояние хозяина. Не говорится о методах. Однако когда речь идет о талантах в современном понимании этого слова, то имеется в виду не только приумножение этих талантов ради самого приумножения.

Так, в наше время мы знаем много талантливых людей: талантливых экономистов, талантливых предпринимателей, талантливых артистов, талантливых политиков. Но далеко не всегда мы можем сказать, что эти таланты служат на благо людям.

Ведь вопрос не только в том, чтобы использовать эти таланты, не только в том, чтобы приумножить их максимальным образом, но вопрос в значительной степени в том — кому мы приносим эти таланты?! Перед кем их раскрываем. Кому или чему посвящаем свои способности. Кому служим?!

Как часто люди, имеющие блестящие способности, посвящают их либо служению мамоне, капиталу, либо служению греху и развращению людей...

Талант – не только дар, но и соблазн. Талант – это еще и искушение использовать свои «выдающиеся способности» не по назначению: посвятить не Богу, а диаволу, либо служению самому себе. Своему эгоизму, своему себялюбию.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, приумножать те таланты, которые Господь даровал каждому из нас. Но не «любым» способом. А так, чтобы, приумножая свои таланты, развивая их, всегда думать о том, кому мы их посвящаем.

Если в притче хозяин экзаменовал своих рабов лишь на предмет умножения преподанных им талантов, то с нас Господь спросит уже не только о том, приумножили ли мы данные нам Богом таланты, но спросит с нас, и кому мы их посвятили!