Архиерейское богослужение в день отдания праздника Вознесения Господня

.

21 июня, в день отдания праздника Вознесения Господня, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Рождественском кафедральном соборе в Рязани.

В наставлении по окончании богослужения владыка еще раз напомнил о текстах из книги Деяний святых апостолов и Евангелия от Иоанна, звучавших в этот день в храме, и обратился к теме познания людьми Божией истины:

– Мы с вами, дорогие братья и сестры, в эти светлые дни после Пасхи обычно слушаем книгу Деяний. Она повествует о том, какие чудеса и знамения совершались учениками Спасителя, и кажется, что такие чудеса и знамения должны были весь мир привести к познанию Бога. И однако вслед за этим подъемом и проявлением Славы Божией мы видим эпоху гонений, когда на протяжении нескольких столетий мир преследует учеников Христа. Почему же так происходит?

Через какое-то время эпоха гонений заканчивается и начинается время, когда христианство становится дозволенной религией. Казалось бы, вот они, возможности, чтобы построить на земле образ Небесного Царства! И все же Небесного Царства на земле не получается. Конечно, наши благочестивые предки и христиане первых веков старались воплотить на земле идеалы Божии. Тем не менее мир в каком-то смысле всегда был чужд Богу, и причины этого заключаются в том, что в мире царствует князь мира сего, диавол. Но все это было предсказано в Евангелии, и сегодня мы с вами слышали завершение молитвы Христа Спасителя, в которой Он говорит, обращаясь к Отцу – «Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня». «Сии» - то есть ученики, а мир – космос, Вселенная.

В нашем переводе Евангелия употребляется одно слово «мир», но в греческом тексте используется два разных слова. Христос, приходя к ученикам, говорит им – «мир Мой даю вам». Но это – мир как состояние, обозначаемый греческим словом εἰρήνη, откуда появилось имя Ирина. И есть другое слово – κόσμος. И этот мир Бога не познал. Когда евангелист Иоанн употребляет это слово, он имеет в виду человечество, далекое от Бога, которое остается в состоянии непонимания, а то и открытой вражды по отношению к Богу.

И на протяжении всех двух тысяч лет мы видим, дорогие братья и сестры, что действительно, мир не познал Христа. Да и в наше время, когда, казалось бы, храмы открыты и много говорится о духовно-нравственных ценностях, люди, по сути, часто живут противно воле Божией. Но ученики познали Бога, и это самое ценное. Когда мы, священники, на Литургии читаем молитвы, в одной из них есть такие слова – «подай нам в настоящем веце познания Твоея истины». В этом заключается смысла жизни человека: через скорби и трудности познать Бога. А познание Бога открывает человеку глаза, открывает для него удивительный мир Божией правды.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, посещать храмы не только чтобы стало легче жить, но чтобы мы стремились возвыситься до этой главной задачи человека – познания истины Божией.